runo_lj (runo_lj) wrote,
runo_lj
runo_lj

Categories:

По поводу вятского кваса и квасного русского национализма

Пару слов о вятском квасе. Холмогоров тут целую статью накатал, хотел бы кое в чем возразить Егору.

Ну, во-первых, должен согласиться с Холмогоровым в главном: создание бренда своего национального напитка (а также национальной кухни, еды, музыки, одежды) - вещь для национального строительства важная. Собственно, эта та культурно-бытовая составляющая, которая всегда использовалась для строительства нации.

А вот, во-вторых, абсолютно не согласен с Егором, что квас - и квас вятский, в частности - может и должен стать таким русским национальным брендом в области напитков. Почему?

Вот именно потому, что квас и вообще - ржаная культура - это хоть и культура русская (тут я вполне согласен с Егором), но культура сельская и культура очень бедная. Ведь то, что рожь заняла такое место в русской культуре - это не от хорошей жизни. Это следствие бедности русских почв, когда рожь - менее прихотливая, чем пшеница - сеялась крестьянами повсюду, при этом будучи энергетически вполне сопоставимой с пшеницей, кукурузой и другими злаками. Егор и сам это признает, вспоминая поговорку "перебиваться с воды на квас".

Перебиваться с хлеба на квас означало поддерживать минимальную трудоспособность. А если уж оказался на хлебе и воде, то, значит, пришла беда — ты не сможешь уже работать и осталось только выживать.

Вот именно, я как раз об этом и говорю: то есть ржаная культура - в том числе культура производства квасов из ржи - была признаком крайней бедности, недостатка и нищеты.

А теперь спросим себя: нужно ли нам позиционировать русскую культуру именно в таком качестве - как чего-то заведомо нищего, второсортного, что существует только в результате крайней бедности? Ответ тут очевиден: как раз в этом и состоит сегодня проблема позиционирования всего русского (как в России, так и в мире), что русское со времен Совдепии стало ассоциироваться с чем-то заведомо второсортным, бедным и низшим. "Мы за русских - мы за бедных!" При этом фактически это, конечно, не так - и за пределами самой последней крестьянской бедности и русская кухня, и русская культура давали очень вкусные образцы - мирового уровня и класса (особенно в области литературы, музыки и театра).

Таким образом, предлагая нам взять за образец вятский квас и ржаную культуру, Егор по сути предлагает и дальше русских и все русское ассоциировать со всем самым бедным и нищим. Но ведь именно в этом вся проблема и состоит - в том числе и проблема "квасного патриотизма" (и квасного русского национализма тоже) - и вряд ли национализм, построенный на таких образцах, будет привлекателен даже для русских. Это, извините, все тот же советский лубок - матрешки, балалайки и т.д. Или хуже того - напиток гопоты, ссущей в подъездах под водочку и шансон.



Нам же нужно позиционировать все русское - как высшей пробы, как признак качества, богатства и успеха. И тут, конечно, в качестве русского бренда подходит не вятский квас - с рекламой мальчиков в бане с блядями, а напитки элитные и действительно классные. Ну, например, крымские вина. Сейчас раскрутка крымских вин в качестве русского бренда напитка была бы очень уместна - тем более, что крымские вина и в самом деле очень хороши. Ну а квас уже можно будет попробовать превратить в такой напиток позже, когда вот этот налет второсортности и бедности всего русского будет преодолен.

И второй момент. Я не совсем понимаю, почему в качестве русского национального нужно обязательно позиционировать артефакты именно крестьянской культуры. Русская культура - городская. И от этой идиотской методики советского времени нужно отходить. Это у украинцев нет другой культуры, кроме вышиванок и горилки. А у русских культура много богаче, и она городская.

В общем, русское должно быть высшей пробы, чем-то элитарным, действительно качественным, но в то же время достаточно доступным для большинства. А с квасом и квасным патриотизмом в русский национализм лучше и не лезть. Хватит нам лаптей и ржаного хлеба в качестве "русского бренда". Ибо это не "русский бренд" - а бренд нищеты, который русофобы именно поэтому и раскручивали в качестве "атрибутов русской культуры" и "русской национальной идентичности".
Tags: Культура, Русский национализм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments