runo_lj (runo_lj) wrote,
runo_lj
runo_lj

Categories:

Большая философия на мелких местах (14)

Примеры с Петей и Васей наглядно демонстрируют, насколько абсурдны и контрпродуктивны с точки зрения мышления всякие представления о вещах-в-себе, вещах-самих-по-себе и тождественных себе сущностях. Никаких вещей-в-себе и тождественных себе сущностей попросту нет и быть не может. Вещь - это не то, что она есть "сама по себе". Вещь - это то, как является или может быть явлена. И если что-то не может быть явлено - этого просто не существует.

Более того, явление вещи - это и есть способ ее существования, это и есть ее бытие. Никакого бытия, помимо мира явлений, не существует. И то, что философия так настойчиво и упорно мыслила какими-то "сущностями", которые якобы скрываются за явлениями и которые и считались "подлинным бытием" вещей, объясняется только тем, что вещь может быть явлена только какой-то другой вещи, и форма этого явления зависит от второй вещи. Но то, что мир сущего является, например, человеку в формах, присущих исключительно человеческому сознанию - то есть является субъективным по форме, - вовсе не делает этот явленный человеческому сознанию мир каким-то неподлинным или ненастоящим. Нет, этот мир самый настоящий и подлинный, и содержание этого мира остается абсолютно объективным, хотя форма его представления и субъективна по форме. Но как-то иначе мир или отдельная вещь явиться и не могут, более того - мир в своих проявлениях это и есть мир-какой-он-есть, это и есть то, как мир существует.

Чтобы это было понятно, возьмем для примера не весь мир сущего, а какую-то отдельную вещь - например, дерево. Для человека дерево является в формах, присущих человеческому сознанию - то есть как некий предмет в трехмерном пространстве, с коричневым стволом и зелеными листьями, как предмет живой природы, который радует глаз и который можно использовать для озеленения места жительства. Все, что мы знаем о дереве, все его восприятие - насквозь субъективно, так как человек смотрит на дерево глазами человека, через формы собственного сознания, и все представления человека о дереве - от чисто научных до утилитарных - это представления человеческие. То есть правильнее тут говорить даже не о дереве-как-таковом, а о дереве-в-мире-человека или о мире-человека-в-котором-есть-дерево. Этот мир человеческий, и то, как в нем существует дерево, всецело зависит от человека с его сознанием. Но в этом мире дерево существует совершенно объективно, и большинство его свойств и качеств в своем содержании вовсе не созданы человеческим сознанием - человеческое сознание лишь представляет это содержание дерева в присущих ему формах: в трехмерном пространстве, в цвете, с запахом свежести и т.д.

Теперь допустим, что то же самое дерево явилось какому-то другому сознанию, со своими собственными формами восприятия. Ну, например, кошке. В сознании кошки дерево будет существовать как-то совершенно иначе - и внешне, и, так сказать, утилитарно. Ну, скажем, кошка будет воспринимать дерево как нечто, обо что можно точить когти или на что можно забраться для укрытия от собак. В сознании птицы дерево будет существовать через призму птичьего сознания - и будет и выглядеть, и использоваться совсем иначе. Ну, например, как место кормежки или как удобное место для гнезда или место, где можно просто посидеть на ветке.

А теперь вопрос: а каково же дерево само-по-себе, как вещь-в-себе? Ведь всем трем существам - человеку, кошке и птице - дерево явилось совершенно по-разному. Так какое оно НА САМОМ ДЕЛЕ, в своей сущности? Зеленые у него листья, как они представляются человеку, или, быть может, фиолетовые, как они, возможно, представляются кошке или птице? Это просто ствол с листьями или же это удобное место для того, чтобы укрыться от собаки, или же место для гнезда? В чем подлинное бытие этого дерева, в чем его сущность, какое оно как вещь-в-себе?

Наш ответ: НИКАКОЕ. Никакого дерева-самого-по-себе, как вещи-в-себе, попросту не существует. Дерево и существует именно как явление - причем как явление для всего окружающего мира и живущих в этом мире существ. Поэтому дерево в представлении человеческого сознания - такое же подлинное и настоящее, как в сознании кошки или птицы, и набор всех этих возможных миров - дерева-в-сознании-человека, дерева-в-сознании-кошки, дерева-в-сознании-птицы - и есть сама сущность дерева. Никакой отдельной сущности дерева не существует, сущность дерева - это и есть то, как оно явлено другим вещам, предметам и существам. И без всего этого окружающего мира и существ никакого дерева, дерева-самого-по-себе, попросту нет и быть не может. А метафизическое представление о какой-то отдельной сущности дерева, дерева-самого-по-себе - это какой-то сферический конь в вакууме.

Так вот, мы утверждаем, что не существует не только каких-то деревьев самих-по-себе, но и никаких других вещей-в-себе не существует и существовать не может. Потому что весь мир существует совсем иначе, чем представляла его до сих пор метафизика - как явленность мира и вещей другим вещам и друг другу. И вот здесь уже гносеология становится тождественной онтологии, а процесс познания приобретает совершенно иной смысл - не просто как "открытие" каких-то явлений или изучение каких-то сущностей, а как процесс создания новых явлений, новых вещей и новых миров.
Tags: Философия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments