runo_lj (runo_lj) wrote,
runo_lj
runo_lj

Глухой еврейский тупик теоретической физики (2)

В пифагорейско-платонической философии подлинным бытием обладает только мир идей (или мир чисел - у Пифагора), и этот умопостигаемый мир и есть то, как вещи существуют объективно, истинно, сами по себе. А мир чувственный (эмпирический) - есть лишь отображение, призрак, тень этого подлинного мира идей и чисел. Отсюда вся та призрачность реального мира, которую мы находим во всех гностических течениях - от неоплатоников и каббалистов до современных гностиков и изотериков. Все вещи в нашем мире - только тени, только приведения, только дурные копии подлинных вещей, существующих в некоем параллельном высшем мире. А подлинное знание о вещах сокрыто от этого мира, и доступно лишь для посвященных. И эти посвященные, обладая знанием о подлинных вещах и имеющие доступ в высшие миры, могут управлять и миром реальным, эмпирическим. Управлять как куклами и тенями, которые не имеют собственного бытия, а потому - и собственной ценности. Платонизм порождает мышление тайных заговорщиков и манипуляторов, и пифагорейская секта в итоге и превратилась в настоящее тайное общество.

Что такое мир пифагорейцев и платоников в применении к теоретической физике? Это вера в то, что основные принципы физического мира могут быть получены чисто спекулятивным путем. И самым известным и ярким представителем такого типа мышления, конечно, был Эйнштейн - для евреев, воспитанных на каббалической традиции, этот тип мышления вообще очень свойственен. Эйнштейн формулирует принципы "хорошей физической теории" - и среди прочего, она должна отвечать принципу внутренней гармонии. Но он идет много дальше - он вводит в физическую теорию постулаты, которые никак не вытекают из эмпирических фактов. Постоянство скорости света, эквивалентность инертной и гравитационной массы - Эйнштейн никак не обосновывает эти постулаты (если не считать довольно сомнительные умозрительные эксперименты - например, с падением лифта). Он просто провозглашает эти постулаты, как Моисей провозгласил десять заповедей после посещения горы Синай. Я сейчас не обсуждаю, насколько правильны или неправильны эти принципы, - важен сам тип такого мышления. Это тип мышления гностика, религиозного пророка, который верит в свое высшее предначертание и ведет стада человечества к свету. Или же - как часто это случалось в истории - тип мышления обычного мошенника, гипермошенника, который своей непоколебимой верой в свою правоту заводит стада человечества в глухой тупик, а потом счастливо исчезает.

Конечно, в вере в разум, в то, что природа содержит в себе внутреннюю гармонию, а математика, рождаемая человеческом разумом, каким-то чудом находит себе соответствие в физической объективной реальности - в этом нет ничего особенного и предосудительного. Рационализм века Просвещения весь прошел под знаком такой веры. И когда физик ищет простые и ясные математические уравнения для объяснения каких-то эмпирических явлений - это прекрасно. И это завораживает. Но весь вопрос в том, как понимать эту самую "предустановленную гармонию" между миром чисел - существующим в нашем разуме, и миром явлений природы, которые явно отличны от нашего разума. Скажем, сам Лейбниц эту "предустановленную гармонию" объяснял совсем иначе, чем Платон и все подобные секты и течения платонического образа мыслей. И хотя он и был математиком, он бы наверняка не принял теорию Эйнштейна, согласно которой физическая сила, двигающая планеты и тела, есть только искривление чисто мыслимой математической геометрический реальности - геометрии пространства во времени.

Первым, кто снова вдохнул в мир жизнь и вернул ему подлинность бытия, был Аристотель - который убрал эти платонические эйдосы из высших миров, и поместил рацио вещей в сами вещи. И Аристотель спас все человечество - так как только благодаря ему стала возможна наука в современном понимании. Можно сколько угодно критиковать взгляды Аристотеля на мир небесных тел или природу, но основы научного мышления, саму идею научного метода дал именно Аристотель - и только отвергнув платонизм. И он же сделал возможным христианское богословие - явление, очень близкое по духу к науке, так как и то, и другое исходит из веры в подлинность этого мира, в его истинность и ценность. В христианском богословии и науке содержится тот мощный заряд здорового реализма, которого нет в платонизме и во всех многообразных сектах и течениях платонического образа мыслей и духа. Аристотель был первым, кого можно назвать настоящим ученым в современном понимании слова. Без него современная наука просто была бы невозможна. И она до сих пор движется идеями и духом философии Аристотеля.

А вторым был Кант. Но ценность философии Канта до сих пор пока не осознана до конца, хотя именно Кант, как мне представляется, дает ключ к науке будущего - той науке, которая еще только делает первые шаги в квантовой механике.
Tags: Физика, Философия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments