?

Log in

No account? Create an account

Thu, Sep. 9th, 2010, 05:20 pm
Принуждение к свободе (5)

Принуждение к свободе (1)
Принуждение к свободе (2)
Принуждение к свободе (3)
Принуждение к свободе (4)

Изложенная мной концепия негативной и позитивной свободы кажется мне абсолютно ясной и состоятельной для анализа проблемы свободы. Хотел эту тему закрывать, но вижу, что  вопросы у людей остались.  Требуются кое-какие разъяснения и уточнения.

Прежде всего, нужно отметить, что ничего негативного в негативной свободе нет. Свобода не состоятельна и ущербна, если в ней нет негативной свободы, то есть если нет никаких ограничений на насилие и принуждение - в той же мере, в какой она несостоятельно и при отсутствии свободы позитивной. Мы вовсе не пытаемся устранить негативную свободу, оставив лишь позитивную. Подлинная свобода одинаково требует и негативной, и позитивой свободы.

Возможно, кого-то смущает само название - "негативная". Но это не более чем название, обозначающее один из двух "полюсов" свободы, подобно тому, как электрические частицы называют "положительными" и "отрицательными",  хотя с физической точки зрения они абсолютно равноправны и в отрицательных частицах нет ничего "отрицательного".  Само четкое разделение свободы на эти два полюса впервые провел Иван Ильин. Правда., отрицательную свободу он называл "свободой -от", а позитивную  - "свободой-для".  Позднее Исайя Берлин, хорошо говоривший по-русски и знавший русскую эмиграцию, заимствовал эту концепцию у националистов, дав свои названия - "негативная свобода" и "позитивная свобода". И только после этого до либералов "дошло", о чем они все это время говорили. Тут-то и выяснилось, что для либерализма важна именно отрицательная свобода, а к позитивной свободе они относятся очень настороженно и подозрительно. Значит ли это, что негативная свобода плоха? Ни в коем случае. Ущербность либерализма состоит вовсе не в том, что они защищают и ценят негативную свободу, а в том, что они игнорируют при этом свободу позитивную. Тем самым свобода сразу разрушается и принимает уродливый и ложный вид.      

Дело Барсенкова-Вдовина

 Чтобы далеко не ходить, возьмем самый свежий пример - скандал вокруг учебника русских историков  Барсенкова и Вдовина. Рассмотрим проблему свободы в контексте этого случая.

Ученых с помощью силы, угроз и шантажа принудили отказаться от своей книги и изложенных  в ней взгядов. Очевидно,  произошло грубое нарушение негативной свободы ученых. Негативная свобода - то есть свобода от принужденя при научном исследовании -  важнейная вещь для свободного научного познания. В данном случае она была разрушена Сванидзе и либералами - историков принудили отказаться от своей книги. Негативная свобода нужна и необходима. Что плохого  в том, что негативная свобода историков и ученых защищена? Негативная свобода - важнейшее условие существование свободы как таковой, без нее невозможно никакое творчество и научная мысль.

Вот что говорит о негативной свободе Иван Ильин:

Что значит -- "свободен"? Какая свобода имеется здесь в виду? Свобода от чего и ради чего?

Здесь имеется в виду прежде всего внешняя свобода человеческой личности. Не свобода делать все, что кому захочется, с тем, чтобы другие люди не смели никому и ни в чем мешать, но свобода веры, воззрений и убеждений, в которую другие люди не имели бы права вторгаться с насильственными предписаниями и запрещениями; иными словами -- свобода от недуховного и противо-духовного давления, от принуждения и запрета, от грубой силы, угрозы и преследования. Ввиду того, что здесь дело идет об ограждении извне духовного опыта и веры, такую свободу можно обозначить как "внешнюю", или "отрицательную"; она ограждает интимный и глубокий процесс богоискания от насилия со стороны других людей и постольку ее можно обозначить и как "общественную". Ее формула может быть выражена так: "не заставляй меня насильственно, не принуждай меня угрозами, не запрещай мне, не прельщай меня земными наградами и не отпугивай меня наказаниями..; предоставь мне самому испытать божественность Божественного, уверовать в Бога и свободно принять Его закон моим сердцем и моей волею"... Эта формула требует для человека "религиозной автономии" (букв, с греческого -- "самозакония"), в отличие от "гетерономии" (с греч.-- "чужезакония", т. е. предписания или запрещения, идущего от других людей).


Но негативная свобода не мыслима и не отделима от позитивной свободы. Скажем, негативная свобода (защита от принуждения) нужна историкам для свободного изучения истории. Отсутствие принуждения или давления при научном исследовании - это негативная свобода. Свобода заниматься наукой, реализовывать себя в качестве ученых - это свобода позитивная.
 
И для науки и для общества в целом необходимы оба полюса свободы. И весь вопрос только в том, чем заполнить эту свободу. Наукой или педерастическими браками. Свободным творчеством или парадами геев.

Разрушение свободы

Свобода, как и истина, не терпит половинчатости. Правда наполовину - это чаще всего ложь. Половинчатая свобода чаще всего превращается в рабство.

Именно это и произошо с либеральной свободой в 20-м веке, когда либералы отказались от позитивной свободы, оставив лишь негативную. Сначала либерализм обосновал неприкоcновенность любой негативной свободы - голубых, извращенцев, евреев. То есть тех сил, которые в естественном (нелиберальном) обществе всегда рассматривались как угроза или отклонение и нередко подвергались гонениям. Это было гарантией, что негативная свобода и для любых других сообществ и людей будет защищена. Поэтому западное общество в целом с этим согласилось, особенно когда после страшной Второй мировой войны и практики Гитлера был сконструирован и распропагандирован миф о Холокосте.

Но на этом процесс либерализации не закончился, и меньшинствам была дана почти полная свобода - уже  позитивная.

Чем все это закончится - сказать трудно, похоже европейцы сильно завязли в этом процессе. Но судя по последним событиям в Италии, Франции, Германии, отрезвление началось. Хотя я не вижу как Европа будет выбираться из этого дерьма - слишком сильны там либеральные и левацкие традиции в политической культуре. А в рамках либерализма выхода нет.
(продолжение следует)

Thu, Sep. 9th, 2010 09:33 pm (UTC)
besttoday: Ваш пост добавлен в сюжет

Уважаемый runo-lj!

Ваш пост признан интересным и добавлен в сюжет "История России и чеченцы" на сайте "BesTToday.ru: лучшее в блогах": http://besttoday.ru/

Ваш пост можно найти по адресу: http://www.besttoday.ru/subjects/219.html
(Deleted comment)

Mon, Sep. 13th, 2010 12:55 pm (UTC)
runo_lj

Конечно.См. мой пост "Еврейская диктатура совести".

Sat, Sep. 11th, 2010 12:54 pm (UTC)
phantomych: Позитивная свобода

Не увидел ни одного аргумента в пользу позитивной свободы.

И даже если признать утверждение "Подлинная свобода одинаково требует и негативной, и позитивой свободы.", возникает вопрос, в чем ценность подлинной свободы?

Mon, Sep. 13th, 2010 12:56 pm (UTC)
runo_lj: Re: Позитивная свобода

Еще буду писать об этом. Тема большая и интересная. И очень важная на сегодня.