runo_lj (runo_lj) wrote,
runo_lj
runo_lj

Categories:

О посуде пост

У меня восприятие советской революционной эстетики, кстати, похожее. Она мне внутренне понятна, и даже откликается где-то - все-таки Совок в какую-то часть мозга и в меня проник. И в то же время - понимание, что все это лукавая обманка, фетиш дьявола, который России очень дорого стоил, глубокое ощущение ее чуждости и чужеродности и ее разрушительности, ее силы деструкции.

Ну а что касается "игривых мышц молодого советского государства" - то понятно, что это такое и откуда все это взялось. Чуваки два века в своих вонючих местечках сидели -  и тут получили в свою власть огромную страну, которую можно было ломать, насиловать и кромсать в свое удовольствие и строить на ее месте свой новый коммунистический мир. И вот это революционное воодушевление красных комиссаров, их дьявольский азарт разрушения всего прежнего и построения нового мира и стали главным мотивом всего советского искусства первых двух десятилетий.

Но не все могли перенести это комиссарское воодушевление - особенно на фоне миллионов трупов, вполне себе реальных и совсем не эстетичных. Товарищ Маяковский вон долго трубил о новом советском прекрасном мире, но не выдержал - пустил себе пулю в лоб. А товарищ Бабель - смог, и легко, ибо был из числа тех самых воодушевленных товарищей. Для него большие зеленые мухи на трупиках русских детей - это революционный абстракционизм, где-то даже веселый. 

 

Оригинал взят у russobalt_k в О посуде пост
В музеях бываю не часто, хотя счет и не нулевой ). Москва оставляет мало времени для творческого досуга, лично мне.
Гуляя же по Риге выяснилось, что основные художественные экспозиции (к которым не отношу Музей холокоста или тоталитаризма) закрыты на бессрочный ремонт. Основная "экспозиция" - это бесчисленные кофейные кишкоблудни, квазиевропейский лубок, уютный, впрочем, с приятной кухней и полным отсутствием "азиатского сервиса" - достойно, тихо и спокойно. Но хотелось картин, так как есть я, а соответственно, просиживать по кафешкам, практически перестал, в качестве эксперимента.
Взыскующих художеств спасают банки: банк Rietumu (Западный) содержит коллекцию художественных произведений и проводит выставки, платные. То, что удалось посмотреть мне - несколько картин русских художников конца 19-начала 20 века на выставк
Русский Серебряный век  в музее «Рижская биржа». Были впечатляющие работы Серова, Сомова, Врубеля, Левитана, Рериха, Петрова-Водкинда:

2DSC02352 (64)2DSC02352 (61)
Но всерьез я "залип" около посуды ручной росписи времен Гражданской войны - несколько предметов "агитационного фарфора".
Как человек с развитым воображением и фантазией люблю так вот "повисеть"над экспонатом, кинувшись мыслью в эпоху, из которой он вышел, в который "бех юзам" (др.русско-сисопский язык), использовался, то есть, говоря современным языком.






Вот, вроде бы, картины, вот разные предметы, но именно тарелки заставили остановиться в не понятных сперва чувствах. Слишком они были "живы": сочетали в себе традиции русского лубка - яркого, играющего красками и энергией и "боевую молодость страны советов" - тоже лубка, но еще троцкистско-ленинского, относя к кокаину в аптеках, бомбистам, Красной Пресне, "Искре" и пролетариям с железными мышцами.
Потом разобрался в ощущениях: эти тарелки, именно они - прямо со стола той духовной силы, которая планировала и водушевляла эстетическую часть мировой революции, воплощая в материальные образы дух коммунизма, лично планировала тотальное разрушение старого общества, норм, ценностей - вспомним планы о коммунистическом половом общежитии, коммунистическом общественном  воспитании детей, и прочее. Этот авангардистский запал коммунистической мечтательности имеет свои интересные для восприятия стороны. Вот и эти тарелки - не просто свидетели кровавого потопа 18-20-х годов и геноцида Руси, а само воплощение духовной сущности бездушной Коммуны, ее иконы, практически.
Для меня лично эстетика советского авангардизма - полна загадок. Ведь на смену чувственной классике резко пришел авангард с его супрематизмом, кубизмом, реализмом и абстракцией. Словно переключили тумблер восприятия, выпустив на волю голый прагматический бездушный интеллект, DEUS EX MACHINA, толкуя это словосочетание буквально.
Впрочем, кто все это выпустил - в основном известно. Те, кому традиционное для данной местности правое, основанное на традициях, мироощущение было чуждо и враждебно в силу их извечной исторической духовной и этнической инаковости - мозг эффективного паразита развивал новую эстетическую опору в способах, символах и образах искусства, пытаясь по возможности обустроить автохтонную среду под себя, преобразовать, стать самому ее архетипом, паразитом навечно сплестись с духовным телом невольного донора. Но не буду обвинять только лишь паразита - он таков, как был всегда. Обвиню, скорее, саму эпоху, а заодно прикрикну за это на "небо"...
В целом, как мне кажется, советским пропагандистам и властителям дум многое удалось. Иначе я бы и сам проходил мимо серпов и молотов и тем о мировой революции с полным равнодушием. Но сделать это не получается - "ксеноморф левизны внутри" не умер. Он, пускай и поужался, но - жив, и старается вести свою борьбу, пускай всего лишь используя чувственные каналы восприятия. Такие вот символы, образы...не знаешь, на что пробьет.
Из тарелок больше всего привлекли харизматичные кубистическая кружка и кубистическая тарелка с молотом.
Вот в Гугле ссылка по теме https://www.google.ru/search?

ПС-рефлексия: перечитал, проверяя текст и решил...оставить.
LJ - это мой литдыбр, в первую очередь, дневник. А то, что кто-то покрутит пальцем у виска - не пугает. Другого мироощущения у меня нет ))).
Всем "Суасти аста!", то есть, мира и Солнца )
Tags: Культура, Советчина
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments